Биологическое просвещение повышает экологическую грамотность населения, что способствует более бережному отношению к живым ресурсам окружающей среды, то есть напрямую связано с природоохранным аспектом работы зоопарка
Поэтому учебный год Екатеринбургский зоопарк начинает вместе со школами и другими образовательными учреждениями. Ведь зоопарк – это не только и не столько место отдыха горожан и гостей города, сколько уникальное учебное, методическое и творческое «пособие».
Екатеринбургский зоопарк тесно сотрудничает с дошкольными учреждениями, школами, средними профессиональными образовательными учреждениями и вузами, ежегодно предлагая образовательные программы на базе живой коллекции, а также привлекая мультимедийные и контактно-экспозиционные возможности лекционного зала.
Одна из наиболее простых форм просветительной работы, предлагаемая в подобных программах, — экскурсии по экспозиции зоопарка. В рамках составленной научными сотрудниками зоопарка образовательной программы разработаны разнообразные тематические экскурсии, иллюстрирующие как общие, так и конкретные темы школьных и вузовских предметов, связанных с биологией.
Кроме того, для школьников, заинтересованных в написании учебных исследовательских проектов по биологии, зоопарк предоставляет не только объекты исследования (наблюдения за живыми животными), но и профессиональную помощь в руководстве по этологическому направлению исследований.
Зоопарк уникален в качестве базы для закрепления общеобразовательного курса по всем направлениям предмета биология. Ведь все мы хорошо знаем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Только в зоопарке можно за одно посещение увидеть вживую представителей животного мира нашей планеты со всех континентов, природных зон, экологических ниш, систематических групп. Эмоциональный фон, неизменно сопровождающий соприкосновение с природной основой нашей жизни, с животными проявлениями инстинктов, возвращает нас к самим себе и позволяет намного прочнее запомнить вместе с неизгладимыми впечатлениями и тот учебный материал, который со страниц учебника выглядит блёклым и неинтересным.